Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Статьи об иконографии Иисуса Христа [4]
Православная вера и жизнь [5]
Жития Святых [1]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
 Храмдекор Донской Иконостас

Наш опрос
Ваше вероисповедание?
Всего ответов: 234

Коллекция.ру
Рейтинг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 27.04.2024, 01:45

Главная » Статьи » Православная вера и жизнь

Предварительные наставления Дионисия Фурнографота живописцам

К началуВведение

Всем ученикам живописцев и прочим любознательным читателям желаю радоваться о Господе.

Любознательные ученики трудолюбивых живописцев! Слыша, как Господь в святом Евангелии осудил скрывшего талант, сказав ему: лукавый рабе и ленивый, подобаше тебе вдати сребро мое споручником, и пришед аз взял бы свое с лихвою (Матф. 25, 26, 27), и страшась, как бы и мне не быть осуждену за леность, я решился умножить вверенный мне от Господа талант, то есть, то малое искусство, которое с большим трудом приобрел я в течение долгого времени, учась живописи с детства, и по возможности подражая Еммануилу Панселину, который как солнце воссиял в Солуне, и видав не только написанные им святые иконы, но и исторированные знаменитые храмы на святой горе афонской. Он, некогда сияя блеском живописного искусства, как другое солнце и как златозарная луна, превзошел и затмил всех древних и новых живописцев: что ясно доказывают иконы, написанные им на стенах и досках, и что хорошо поймет всякий, кто сколько-нибудь знает живопись и тщательно и смысленно всмотрится в произведения кисти его. Сие-то искусство, с великим трудом изученное, как я сказал, с детства, решился я с полною любовью сделать доступным для многих и полезным для подобных мне художников, объяснив оное в этой книге, и со всею точностию показав размеры Панселина, его очерки св. ликов, телесный колорит и состав красок, и кроме того размеры натуральной живописи и способ воспроизведения оной, и заняв нечто у критских живописцев, как-то: разные приготовления лаков, клея, гипса и золота, показав также способ писать на стенах и историрование Ветхого и Нового Завета, то есть, как изображаются извитийствованные в нем деяния и чудеса, притчи Господни, приличные пророкам хартии со словами, имена и внешний вид евангелистов, апостолов и всех именитых святых, и отчасти страдания и чудеса их, во весь круглый год, житие истинного монаха, и суетный мир сей, и как расписываются церкви разного зодчества, и кое-что другое, нужное для живописцев, как это видно в подробном оглавлении сей книги. Все эти материалы я собрал с помощию ученика своего, ученого отца Кирилла, родом хиосца, который рассудительно исправил их. Посему все молитесь о нас Господу, да избавимся от страшного осуждения, изреченного ленивому рабу. Аминь.

Наименьший из живописцев,
Дионисий иеромонах из Фурны.

К началуПредварительные наставления всякому, кто желает учиться живописи

Желающий научиться живописи пусть полагает первое начало и несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии. Священник, после Благословен Бог наш, Царю небесный и проч. и после богородична: безмолвная уста нечестивых, и тропаря Преображению Господню, назнаменовав голову его крестообразно, пусть возгласит: Господу помолимся, и прочтет сию молитву:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сый неописан по естеству божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистаго лика Твоего на святом убрусе напечатлел еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях своих, и рекшей: "Благодать от Мене Рождшагося, Мене ради, да будет с сим образом": сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум раба твоего (имя рек), и руки его направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святыя церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его от всякаго диавольскаго наваждения, егда преуспевает в заповедех Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, святаго славнаго апостола и евангелиста Луки и всех святых, Аминь.

Сугубая ектения и отпуст.

После молений пусть он начинает рисовать точные размеры и очерки святых ликов, и пусть занимается этим долго и отчетливо. Тогда с Божиею помощию поймет свое дело очень хорошо, как это опытом дознал я на учениках своих.

Сия книга составлена мною с большим усердием для того, чтобы ею, во славу Божию, руководствовались все во Христе братия мои сохудожники, которые примут ее, и которых прошу молиться о мне. А если бы кто по зависти и злонравию захотел порицать сей добросовестный труд мой, тот пусть знает, что он вредит сам себе, как некто сказал: "Зависть есть зло, и от нея только и добра, что она колет глаза и сердце". А я, как ведает Господь, не имел другого желания, кроме того, чтобы по возможности принести пользу тому способному ученику. который пожелает приобрести эту книгу мою. К нему-то и обращаю слово мое с великою любовию.

Итак, любознательный ученик, знай, что когда ты пожелаешь заняться этим художеством, постарайся найти опытного учителя, которого скоро оценишь, если он будет учить тебя так, как я сказал выше. Когда же попадется тебе учитель неграмотный и неискусный, то начни с того, с чего начал я; и потом отыщи некоторые произведения кисти славного Мануила Панселина, и изучай их долго, рисуя так, как я укажу тебе ниже, пока поймешь его размеры и начертания святых ликов; потом побывай в расписанных им храмах и отподобь тамошнюю живопись, как я наставлю тебя ниже. Но не делай своего дела просто и как попало, а со страхом Божиим и благоговением; ибо дело твое богоугодно. Приступая же к работе снимков, смотри, вымой икону, изображенную на стене, или дереве, либо на полотне, вымой ее посредством чистой губки чистою водою и яичным желтком, дабы очистить ее от давней копоти и от всяких пятен; ибо если наперед не вымоешь ее, то трудно тебе будет рисовать снимок, потому что давняя копоть и чернота затруднят тебя, да и ты подвергнешься обвинению и осуждению, как презритель икон; ибо честь воздаваемая образу, как говорит Василий Великий (глава II о Духе Св.), относится к первообразу, и наоборот. Такое внушение и наставление я сделал тебе, друг мой, по любви Божией и по искреннему братолюбию, боясь осуждения, а написал оное потому, что во многих местах замечал, как некоторые живописцы, делавшие снимки, не знаю почему, по невежеству ли, по недостатку ли благоговения, или не боясь осуждения, наперед не вымывали икон и оставляли запачканными; и я сколько ни старался после промывать и вычищать их, никак не мог того сделать. Если же икона, с которой хочешь сделать снимок, ветха, и черты ее не видны, или поврежден гипс, и ты опасаешься промывать ее, дабы не испортить, то поступи так: сперва промой ее осторожно, потом исправь повреждения ее, и покрой ее лаком, а сделав с нее снимок, снова промой ее, как я сказал тебе.

Итак, возлюбленный, я просто объяснил тебе, что мог, по любви к истине; а ты, не щадя сил, старайся с большим тщанием и усердием учиться живописи до совершенства. Ибо это дело угодно Богу и Им самим заповедано, что всем известно, и между прочим доказывается наипаче нерукотворенным и честным образом, и святым убрусом, который сам Богочеловек Иисус Христос послал к едесскому князю Авгарю. отпечатлев на нем божественный лик Свой. Все знают также и то, что наше изящное художество было благоприятно и угодно и Пречистой Матери Его; ибо Она молитвенно одобрила оное, сказав св. апостолу и евангелисту Луке: "Благодать рождшагося от Мене, ради Мене, да будет с ними (иконами)". Да и бесчисленные чудеса, совершенные и совершающиеся у святых икон Господа и Богоматери и прочих святых, доказывают, что инонописание есть дело угодное Богу. А посему все, занимающиеся им благоговейно и прилежно, получают от Бога благодать и благословение; те же, которые занимаются им неблагоговейно и небрежно, по корыстолюбию и любостяжательности, пусть подумают об этом хорошенько, и пусть раскаются заблаговременно, с трепетом вспоминая мучение сребролюбивого и единонравного с ними Иуды в геенне огненной, от которой да избавимся молитвами Богородицы, св. апостола Луки и всех святых. Аминь.



Источник: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/erminiya.htm#h0_1
Категория: Православная вера и жизнь | Добавил: ipmarina (19.01.2009)
Просмотров: 1414 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: