Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Статьи об иконографии Иисуса Христа [4]
Православная вера и жизнь [5]
Жития Святых [1]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
 Храмдекор Донской Иконостас

Наш опрос
Ваше вероисповедание?
Всего ответов: 233

Коллекция.ру
Рейтинг

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 24.10.2017, 04:57

Главная » Статьи » Жития Святых

Святой праведный Алексий (Мечёв)
 
Святой праведный Алексий (Мечёв)
 
 
 
В центре Москвы, в самом начале ул. Маросейки стоит храм Святителя Николая "в Кленниках", как прозвали его в народе.   

         В этом храме особая благодать, святость, который чувствует каждый приходящий в него. Здесь небо спускается на землю, а земля поднимается к небу во время богослужений. Здесь живёт дух Батюшки, о. Алексия Мечёва, бывшего настоятеля этого храма, им намоленного и горячо любимого. 

         Святой праведный Алексий Мечёв родился в Москве 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечёва. 

         С рождения жизнь о. Алексия связана с именем
Cвятителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Он в своё время спас отца Батюшки от смерти на морозе и, увидев в этом промысел Божий, в дальнейшем заботился о спасённом ребёнке, а в последствии и о его семье. Во время рождения о. Алексия (а роды у его матери, Александры Дмитриевны, были трудные) молился вместе с Алексеем Ивановичем Мечёвым об удачном разрешении его жены от бремени и предсказал: "Родится мальчик, назови его Алексием в честь празднуемого нами сегодня св. Алексия, человека Божия". 

          Так что рождение будущего святого совпало со временем совершения Божественной литургии в Алексеевском монастыре, а первые минуты жизни будущего ревностного служителя у Престола Божия и непрестанного молитвенника о страждущих людях были встречены молитвами великого Святителя Русской Православной Церкви. 

         Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям.

         Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом.

         Но мать воспротивилась этому: "Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником".

         Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери он не пошёл. Впоследствии Алексий Мечёв понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери. 

         
По окончании семинарии Алексий Мечёв служил псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока[1], где с ним зачастую очень грубо обращались, но Алексий сносил всё безропотно, не жаловался и не просил о переводе в другой храм. Впоследствии он благодарил Господа за то, что Он дал ему пройти такую школу. 

         В 1884 г. Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой по большой любви. 18 ноября того же года был рукоположен во диакона и стал служить в церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде, внешне проявляя величайшую простоту, а внутренне испытывая пламенную ревность о Господе.

         Брак его был очень счастливым. Но Анна Петровна страдала тяжёлым заболеванием сердца, и здоровье её стало предметом постоянных забот о. Алексия.

         В семье родились дети: дочери Александра (1888) и Анна (1890), сыновья Алексей (1891), умерший на первом году жизни, и Сергей (1892), и младшая дочь Ольга (1896). 

          19 марта 1893 г. диакон Алексий Мечёв был рукоположен епископом Нестором, управляющим Московским Новоспасским монастырём во священника к Николаевской, в Клённиках, церкви Сретенского сорока. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Маленькая церковь свт. Николая в Клённиках находилось на ул. Маросейка и приход её был очень мал, т.к. по близости высились большие и хорошо посещаемые храмы.
         Несмотря на то, что о. Алексий готовил себя к пастырству в деревне, получив приход в столице, он всецело предал себя воле Божией и стал трудиться положа в основу своего дела молитву и духовное бодрствование. Он ввёл в своём храме ежедневное богослужение, 8 лет служил в пустом храме почти в одиночестве. 

         Но постепенно скорбящие и обременённые горестями люди потянулись в этот храм, от них и пошла молва про его доброго настоятеля.

         Жизнь духовенства малых приходов того времени была материально тяжёлой, бытовые условия тоже были плохими. Да ещё матушка Анна Петровна тяжело болела, у неё началась водянка с большими отёками и мучительной одышкой. Она так страдала, что стала просить мужа перестать её вымаливать и скончалась 29 авг. 1902 года в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

         О. Алексий очень горевал и был безутешен. Для него померк свет. Он закрывался у себя в комнате и изливал свою душу перед Господом. 

          Но однажды произошла у о. Алексия встреча с ныне прославленным святым праведным Иоанном Кронштадтским

         На вопрос о. Алексия: "Вы пришли разделить со мной моё горе?",- о. Иоанн ответил: "Не горе твоё я пришёл разделить, а радость: тебя посещает Господь".

         Впоследствии о. Алексий скажет о себе: "Господь посещает наше сердце скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей".

         О.
Иоанн посоветовал: "будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твоё несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет". 

         О. Алексий был приглашён служить с о. Иоанном в одной из церквей. 

         
Благодать Божия, обильно почивающая на Кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь о. Алексия[2]. Он вступил на стезю старчества. 

         К восприятию благодати старчества он был подготовлен многими годами подвижнической жизни, когда Батюшка всего себя отдавал молитве и служению людям. Сейчас же он, по выражению одного из духовных чад о. Алексия, священника Николая Руднева, "верным и несменяемым стражем стал у скорбного сердца человеческого".

          Всех приходящих в маросейский храм, искавших помощи, погрязших в грехах, забывших о Боге, о. Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовию и состраданием. В душу их вселялась радость и мир Христов, появлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души. Проявляемая Батюшкой любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. Батюшка был преисполнен любовию. Он не знал жестокого слова "карать", а знал милостивое слово "прощать". Он не налагал на своих чад бремени тяжёлого послушания, ни от кого не требовал особенных подвигов, подчёркивая в то же время необходимость хотя бы самого малого внешнего подвига, указывал, что надо взвесить свои силы и возможности и выполнять во что бы то ни стало то, на что решился. 

         "Путь к спасению заключается в любви к Богу и ближним" - говаривал Батюшка. И сам был полон милующей любви.

         О. Алексий имел благодатный дар прозорливости, но по своему глубокому смирению старался не показывать полноты этого дара. Указание, как поступить в конкретном случае, Батюшка высказывал только раз. Если пришедший возражал, устранялся от последующего разговора, не объясняя, к чему приведёт неразумное поведение. Тем же, кто пришёл с покаянным чувством и преисполненным доверия, он оказывал молитвенную помощь, предстательствуя за них пред Господом и принося избавление от трудностей и бед.

          В нижнем жилом этаже храма Батюшка открыл церковно-приходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих, в течение 13 лет преподавал Закон Божий в женской гимназии Е.В. Винклер; способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (в последствии монахиня Иулиания). 

         Проповеди Батюшки были просты, искренни, трогали сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни.

         Молитва отца Алексия никогда не прекращалась. Она наполняла его храм, создавая атмосферу намоленности, уверенность, что при всей житейской суете можно быть далёким от всего земного, иметь непрестанную молитву, чистое сердце и предстоять Богу ещё здесь, на земле. Когда Батюшка молился, то,
по отзывам видевших его, "горел на молитве, внимал каждому слову молитвы жадно, словно боясь упустить миг духовного восторга". Старец рекомендовал молитву личную, свою беседу и обращение ко Господу как средство надёжное и спасительное для укрепления себя в вере в промысел Божий.

          О. Алексий очень чтил святыню храма - Феодоровскую икону Божией Матери (она по сей день находится в его храме), служил перед ней молебны. Однажды, в преддверии событий 1917 года, во время молебна он увидел, что из глаз Царицы Небесной покатились слёзы. Это видели все присутствующие. 

         После 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленные беды, устремились в храмы в надежде на помощь Божию, начали служить на Маросейке ревностные молодые священники, в том числе о. Сергий Мечёв, рукоположенный во иерея в 1919 году, ныне также прославленный в лике святых как священномученик, а также отец Сергий Дурылин, оставивший о Батюшке свои воспоминания и другие.

         Велико было смирение о. Алексия. Он никогда не обижался на грубости, сторонился проявления к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб.

         Истинными духовными друзьями отца Алексия были оптинские старцы
иеросхимонах Анатолий (Потапов - также канонизированный ныне как преподобный), игумен Феодосий. Они изумлялись подвигу московского старца "во граде яко в пустыни". Единомышленником о. Алексия был архимандрит Арсений (Жадановский), будущий епископ. Духовным чадом Батюшки был также научный сотрудник психологического института Борис Васильевич Холчев (будущий архимандрит). 

         
Святитель Патриарх Тихон  всегда считался с отзывом Батюшки в случаях хиротонии, затем предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. 

          Дважды Батюшку вызывали на собеседование в ОГПУ (в конце 1922 г. и 17/30 марта 1923 г.). Запрещали принимать народ. Во второй раз его отпустили сразу, т.к. видели, что он тяжело болен. 

         
В последних числах мая о. Алексий уехал в Верею[3], где отдыхал прошлые годы. Он предчувствовал, что уходит навсегда. Перед отъездом отслужил в своём храме последнюю литургию, попрощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Много плакал. 

          Скончался о. Алексий в пятницу 9/22 июня 1923 года. Гроб с телом о. Алексия был доставлен в храм Свт. Николая в Клённиках на лошади 14/27 июня. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы прощались с почившим и пели панихиды. Вечером служили две заупокойные всенощные (в церкви и во дворе). Литургию отпевания совершал архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря (об этом просил Батюшка, а Владыка Феодор 7/20 июня был освобождён из тюрьмы и смог исполнить его желание).
Проводить о. Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище святитель Патриарх Тихон, освобождённый в этот день из заключения. Святейший отслужил по усопшему литию, опустил гроб в могилу и первый бросил в неё горсть земли. Скорбь о потере незаменимого пастыря была одновременно "растворена" радостью по случаю неожиданного освобождения Патриарха[4]

         В любви назидающий и согревающий прошёл Батюшка о. Алексий свой жизненный путь от детской колыбели до скромной могилки на Лазаревском кладбище. Жизнь Батюшки - сплошной подвиг любви.

         Через 10 лет, в связи с закрытием Лазаревского кладбища, останки святого праведного Алексия и его жены были перенесены 15/28 сентября 1933 года на кладбище "Введенские горы", на участок, принадлежавший родственникам его духовной дочери
Елены Владимировны Апушкиной. Тело о. Алексия было в ту пору нетленным. 

         Над его могилой стоял мраморный памятник с небольшим крестом над ним. В нижней его части высечены столь близкие сердцу о. Алексия слова Апостола Павла: "Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов".

         
Отец Алексий Мечёв был причислен к лику святых [5] Русской Православной Церкви Деянием  Юбилейного Архиерейского Собора от 14.08.2000, канонизация его совершилась на Божественной Литургии в храме Христа Спасителя 20 августа 2000 года. 

          В 2001 году на праздник Всех святых в земле Российской  просиявших совершилось обретение мощей святаго  праведного Алексия Московского. Работу по вскрытию могилы проводили археологи в присутствии преосвященного Алексия, епископа Орехово-Зуевского. Когда стала видна крышка гроба, в воздухе ощутилось дивное благоухание. Запах напоминал святое миро.

         Святые мощи праведника были помещены в Новоспасском монастыре, где готовились к перенесению...
29 сентября 2001 -
перенесение святых мощей .
 

 


По поводу этого события Святейший Патриарх Алексий обратился к народу Божиему с двумя посланиями (случай сам по себе уникальный)
Великое множестве священников и мирян учавствовало в крестном ходе, пронесшем святые мощи праведника по Москве

 
  Святый праведный отче Алексие, моли Бога о нас.

Тропарь, глас 1.


Помози в бедах и утеши в скорбех, / пастырю добрый, отче Алексие, / подвигом бо старчества миру просиял еси, / веру и любовь Христову во мраце беззаконий исповедал еси, / болезнуя сердцем о всех притекающих к тебе. // И ныне моли Бога за ны, / любовию чтущия тя.

         В ноябре 2001 года Святейший Патриарх Алексий подписал Указ об установлении особых дней памяти свв. Алексия и Сергия Мечевых. В опубликованном Патриаршем православном календаре на 2002 год указаны: 9/22 июня - праведного Алексия и 24 декабря / 6 января (1942) - священномученика Сергия. По представлению настоятеля храма святителя Николая на Маросейке назначены дополнительно:

  • 7/20 августа (2000) - общий праздник святых Алексия и Сергия - день их прославления
  • 16/29 сентября (2001) - обретение и перенесение мощей святаго праведного Алексия Московского
  • 24 октября / 6 ноября (1941) - священномученика Сергия - день мученической кончины

Литература:

  • "Пастырь Добрый". Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва/ Составил Сергей Фомин на основе материалов из личного архива Елены Апушкиной. - М.: Паломник, 1997. 784 с. (Б-ка "Русское православие ХХ века).

  • Старец протоиерей Алексий Мечёв. Жизнеописание и свидетельства к церковному прославлению. Случаи прозорливости, примеры прижизненных и посмертных чудес, знамений, молитвенной помощи старца. - М.: Храм свт Николая в Клённиках, 2000. 79 с.

  • Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечёва. Составила монахиня Иулиания. М.: Храм свт. Митрофана Воронежского. - 191 с.

  • Московский батюшка. Воспоминания об о. Алексее Мечёве. М: Свято-Данилов монастырь, 1994. - 112 с.

  • Отец Алексей Мечёв. Воспоминания, проповеди, письма. Ред. Н. А. Струве. - Париж: ИМКА-Пресс, 1989. - 391 с.

  • Жизнеописание священномученика о.Сергия Мечёва, составленное его духовными чадами.// Надежда. Душеполезное чтение. Выпуск 16. Базель-Москва, 1993

  • Соль Земли. Составил Сергей Фомин на основе материалов из личного архива Елены Апушкиной. - М., 1998. - 335 с.

  • Александр Добровольский. Рассказы о старце Алексее Мечёве, о чудесах, им совершенных, и о других чудесах. Александр Солодовников. Стихи. - М.: Мега-Сервис, 1995. - 95 с.

Комментарии:
1 Москву называли "городом сорока сороков". "Сорок" (сейчас называется "благочиние") - административная единица Русской Православной Церкви, объединяющая несколько приходов, возглавляемая одним из священников - благочинным, и входящая в состав епархии, управляемой епископом, а в Москве - Патриархом (во времена св. о. Алексия - Митрополитом Московским и Коломенским)
2  Вот как связаны эти великие пастыри XX века! Не случайно в Соборном Деянии о канонизации  Батюшки сказано: протоиерей Алексий Мечев (1859-1923) - "старец в миру" как его называли современники. Подобно святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, отец Алексий жизнью и служением, которое проходило в Москве, воплотил идеал доброго пастыря, ищущего заблуждшую овцу, за что почитаем народом как молитвенник и чудотворец. См. также ЖМП №9, 2000, с. 69.
3  О.Алексий Мечев и о.Сергий Мечев, приезжая в Верею, где у них была дача, служили в храме Илии Пророка. Настоятелем этого храма был Священномученик протоиерей Петр Пушкинский. В 1925-1927 годах в семье отца Петра жили двое детей беспризорников, которых прислал о.Сергий Мечев.
4  См. об этом также История Русской Церкви. Протоиерей Владислав Цыпин. Книга девятая . 1917 - 1997. - М., 1997. - Стр. 101: Когда Тучков снял стражу в покоях Патриарха в Донском монастыре и объявил узнику, что отныне ему дозволяется выходить и выезжать куда угодно и принимать кого угодно, Святейший Патриарх в тот же день на извозчике отправился на Лазаревское кладбище, где при стечении несметной толпы православных погребали дорогого сердцам верующих москвичей отца Алексия Мечева. При появлении Патриарха, в белом клобуке и в своем обычном одеянии, толпу охватило ликование. Плача от радости, православные христиане подходили под благословение к Святейшему, а потом выпрягли лошадь из экипажа и повезли его. На всем протяжении этой процессии экипаж забрасывали цветами, и Патриарх воочию смог убедиться в том, что паства не покинула его, не ушла от него к обновленцам.
5 Батюшка Алексий был канонизирован одновременно со своим сыном, священномучеником Сергием и со множеством Новомучеников и Исповедников Российских . Накануне прославления Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви заявил ("Исторический вестник", номер 9-10, 2000, см. тж. "Мир истории" номер 3, 2000): "К Архиерейскому Собору комиссия готовит также материалы для прославления и иных угодников Божиих XX в., и более ранней эпохи, скончавшихся мирно, но своими молитвенными и аскетическими подвигами, самоотверженным архипастырским, пастырским или старческим служением явивших, как и мученики, пример свидетельства о Христе Спасителе (митрополит Макарий (Невский; 1835-1926), протоиерей Алексий Мечев (1859-1923)..."
В Докладе председателя Синодальной комиссии  по канонизации святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Митрополит отметил: "В ХХ веке от безбожной власти пострадало множество архипастырей и пастырей, но не все из них подвергались арестам и ссылкам. Были Богом хранимые пастыри, которые несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были единственной поддержкой в скорбях, в условиях трудной жизни среди гонений. В ХХ веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в это же время было явлено народу Божию много подвижников, молитвенников и благочестиво живущих, и пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью."



Источник: http://st-nikolas.orthodoxy.ru/
Категория: Жития Святых | Добавил: ipmarina (28.01.2008)
Просмотров: 1805 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
отличные новости!

Имя *:
Email *:
Код *: